Особенности восприятие цвета человеком способствуют возникновению цветовых эффектов
Человек способен различать три основные характеристики цвета - это оттенок,яркость и насыщенность. А вот восприятие цвета человеком всегда зависит от контекста.
- В реальном мире, наверное, только небо не имеет границ, остальные же предметы являют собой разнообразие угловатых и изогнутых, выпуклых и вогнутых форм.
- Поверхности объектов также обладают рядом характеристик, влияющих на наше восприятие цвета — предметы могут быть гладкими и блестящими, шероховатыми и текстурированными.
- Предметы нашего мира не существуют обособленно, они организованы в пространстве, взаимодействуют и влияют друг на друга.
- Цвет является неотъемлемой частью этого взаимодействия.
- В зависимости от контекста — формы, поверхности и положения в пространстве, меняется и наше восприятие цвета.
- Цвет может мутировать сам и менять объекты вокруг себя.
Одним словом, цвет — наиболее непредсказуемое явление среди прочих элементов визуальной коммуникации.Поэтому цвет, способен создавать зрительные эффекты, которые мы рассмотрим далее
Эффекты цвета
Эффект -Движение цвета
На примере взяты два цвета — красный и синий, причем, с равными показателями яркости и насыщенности. При этом, несмотря на равенство этих параметров, возникает ощущение того, что красный квадрат «тяжелее» и больше. Более того, в данном случае красный цвет выступает, движется по направлению к зрителю, в то время как синий цвет кажется уходящим на задний план, удаляющимся. Это соответствует распределению теплых и холодных оттенков цвета (цветов) в условиях естественной воздушной перспективы.
Вместе с этим на следующем примере синий квадрат выходит на передний план, кажется ближе красной фигуры. Даже этот простой пример свидетельствует о бесконечных возможностях цвета к видоизменению, мутации.
Далее мы все же попробуем определить некоторые основные моменты пространственных эффектов цвета. Так, можно принять за правило: любая форма, перекрывающая другую, кажется зрителю более близкой.
Эффекты цвета - Цвет и пространство
- Желтый лучше всего привлекает внимание, это наиболее видимый цвет. Его пространственной характеристикой является выраженное движение наружу, желтый сложно «удержать» внутри любой формы.
- Красный — самый агрессивный цвет, обладающий способностью выступать вперед, двигаться по направлению к зрителю.
- Синий — относительно стабильный цвет, который имеет тенденцию отступать, уходить на заднии план.
- Ключевое слою для зеленого — спокойствие, при этом зеленый в композиции стабилен с некоторой тенденцией движения к центру, если это холодный зеленый, и тенденцией расширения, движения от центра, если насыщенный, теплый зеленый, например: зеленый с желтизнои.
Для сочетаний цветов можно определить следующие закономерности:
Смотрите описание рисунков слева на право
- Теплые цвета выступают, холодные отступают.
- Более светлые по тону цвета выступают.
- Цвета с более высокими показателями насыщенности выступают, приглушенные ютступают на задний план
- Более насыщенные оттенки холодных цветов все равно будут выступать, менее насыщенные теплые цвета будут уходить на задний план.
- В композиции области наиболее сильного контраста выступают, в то время как все остальное уходит на заднии план.
Эффекты цвета - Цвет и композиция
- Нижняя часть композиции воспринимается как форма, в то время как верхняя ее часть воспринимается как фон.
- Цвет нижней части, вне зависимости от характеристик насыщенности, яркости и теплоты, будет выступать.
В основе этого эффекта лежит наш опыт визуального восприятия: небо всегда вверху и удаляется, а дома, деревья и прочие объекты находятся внизу и выступают на общем фоне.
Эффекты цвета - Цвет и форма
Следует помнить, что дизайн в двух измерениях (в плоскости) во многом основан на отношениях «форма - фон».
Любая форма, вне зависимости от ее цвета, будет выступать, при этом наибольшей способностью к движению обладают угловатые геометрические формы: квадрат, ромб и т.д., а более граничные, изогнутые формы обладают этой способностью в меньшей мере.
Фон данного изображения — насыщенный теплый цвет, а цвет фигур — холодный, правило «фигура - фон» все равно работает
Выпуклые и вогнутые формы обладают различными характеристиками движения. В то время как вогнутые формы пассивны и имеют тенденцию сжиматься, двигаться вовнутрь, выпуклые формы смотрятся более агрессивно, кажется, что они движутся наружу. В выпукло-вогнутых формах обе эти особенности объединены.
Эффект сохраняется, даже если цвет формы приглушенный холодный голубой, а цвет фона — яркий насыщенный оранжевый
Эффект прозрачности цвета
В данном примере эффект прозрачности был достигнут с помощью третьего цвета, который получен из двух основных цветов совмещаемых фигур. При этом цвет области совмещения содержит в себе информацию о пространственных взаимоотношениях данных фигур, создает третье измерение композиции — глубину.
Хотя очевидно, что мы имеем дело всего лишь с двухмерной композицией.В первом случае кажется, что синяя полоска находится далеко внизу, во втором она уже кажется ближе, и в третьем желтый квадрат уже кажется лежащим на синей фигуре.
Эффекты цвета - Цвет и масса
Ясно, что цвет не имеет веса в прямом понимании этого слова. Но вот создать визуальную иллюзию веса цвет вполне способен. Давайте рассмотрим иллюзию массы цвета.
Можно вывести три основных правила:
- Темные цвета тяжелее светлых.
- Насыщенные цвета тяжелее приглушенных
- При равной насыщенности и яркости цвета из теплой гаммы тяжелее холодных цветов